Учимся рисовать лицо персонажа

Здесь я расскажу о том, как рисовать лицо персонажей, в том числе и как рисовать лицо аниме-персонажей тоже.
На самом деле, нет большой разницы в том, кого и как вы рисуете, стиль тоже не важен, а границ, правил и рамок практически не существует, но я попробую рассказать вам основные моменты на примере работ разных художников.
Так что запасайтесь скетчбуком, карандашиком, и читайте внимательно, сейчас мы создадим вашего лучшего персонажа!
Готовы?
Вперёд!

Я хочу нарисовать персонажа, с чего начать?
Вообще если честно, с головы.
Но перед этим стоит немного подумать, какого персонажа вы хотите нарисовать, в каком стиле, что он будет делать, а затем набросать примерный набросок того, что вы хотите изобразить на листе.
О том, как придумать позу для персонажа, есть отдельная статья.
В прочем, если вы только учитесь и хотите просто потренироваться, вам достаточно начать с рисования головы, с которой остальное тело тоже влезет в ваш лист.

И как понять, влезет ли оно? С помощью пропорций тела!

Пропорции человека или реалистичного персонажа:
3 года — голова в теле умещается 3 раза.
10 лет — голова в теле умещается 5 раз.
15 лет — голова в теле умещается 6-7 раз.
18 лет — голова в теле умещается 6 -7 раз. (максимум 8)
23 года — голова умещается в теле 7-8 раз.
45 лет голова умещается в теле 7-8 раз.
70 лет голова умещается в теле 6-7 раз. (спина сгибается, поэтому старики кажутся меньше ростом)

Но не нужно ограничивать себя представленной выше информацией, особенно, если вы хотите нарисовать мультяшного персонажа.
Посмотрите, какими разными пропорции могут быть!

После того, как мы решили, сколько голов уместится в росте персонажа, начинается самая захватывающая часть — части лица!
Правил, как рисовать глаз, нос или блик, не существует, но есть некоторые общие закономерности, соблюдая которые ваш рисунок будет выглядеть гораздо лучше. Однако, крутые ребята умудряются иногда нарушить и их, и при этом выдать шедевр ;)

Почему эта часть самая захватывающая? Потому что комбинаций и вариантов, как нарисовать черты лица — бесконечное множество, и именно это будет главной фишкой вашего стиля. Создав неповторимое сочетание частей лица, вы сделаете свой стиль узнаваемым с первого взгляда!
Ну что, давайте разберём подробнее?

Глаза
Лично я считаю глаза главной частью в лице персонажа и всегда делаю на них акцент, поэтому на большей части моих работ они довольно большие. На самом деле какие бы не были у вашего персонажа глаза, он в любом случае может быть и милым, и страшным, и добрым и вообще каким захотите!
Поэтому рисуйте разные глаза, заимствуйте увиденные формы и придумывайте свои!

Глаза важны ещё и потому, что их форма и цвет передают характер персонажа (ну и его настроение в данный момент).
Чаще всего большие и ясные глаза рисуют детям, глупым или открытым, жизнерадостным персонажам.
Узкие глаза у хитрых или злых персонажей.
Блик показывает живой взгляд. Персонажи, чей блик на глазу частично скрыт веком или вовсе отсутствует, обладают таким же отсутствующим выражением лица.
Если добавить много бликов, глаз будет казаться мокрым, так можно показать, что персонаж плачет.
Есть ещё такой момент — чем больше зрачок персонажа, тем милее взгляд! Кроме того, если ваш персонаж имеет светлые глаза и зрачок ясно выделяется чёрной точкой внутри радужки, его взгляд будет не такой милый, как у персонажа с тёмными глазами (кстати, такой «светлый взгляд» может получиться ещё и пронзающим или безумным), у которых зрачка почти не видно. А самые милый взгляд у персонажей с глазами-бусинками! с:
Но это вовсе не значит, что надо рисовать всем чёрные глаза!

Что нужно помнить, рисуя глаза?
Многие начинающие художники начинают рисовать линию верхнего и нижнего века, не заботясь о том, куда они идут, где сойдутся и сойдутся ли вообще. Глаз может быть какой угодно формы, но мы должны видеть, где глаз начинается и кончается. Посмотрите на примеры выше — абсолютно везде мы чётко улавливаем контур всего глаза, даже если там нет чёрной линии. Это важно соблюдать! Причём форма глаза должна быть красивой и правильной, если мысленно его полностью обвести.
Всегда заботьтесь о том, чтобы зритель мог мысленно уловить красивую линию глаз ваших персонажей!
Так же следует всегда соблюдать расстояние между глазом и щекой, когда рисуете персонажа в 3\4, иначе он (глаз) слипается со щекой и «вываливается» из лица, а само лицо начинает казаться абсолютно плоским и вызывает странные ощущения у зрителя.

Вторая большая ошибка связана с тем, что новички часто не совсем понимают, как и куда на работе, которую они копируют, идёт радужка, где в ней зрачок, блик, и что там за множество полукруглых полосок книзу. Как следствие, начинают просто тупо срисовывать, что видят, не понимая сути, и от этого получается вроде то, но что-то не то.
Давайте разбираться. Во-первых, радужка всегда имеет округлую форму, овальная она или круглая! Просто мы не видим её полностью, поэтому иногда она может походить на прямоугольник, но она всё равно округлая!
Вокруг радужки, как правило, есть тёмная обводка. Иногда она очень толстая. Эта обводка существует и на глазах реальных людей. Если вы присмотритесь, почти все из нас имеют тёмный контур вокруг радужки. Это оно и есть! ;)
Зрачок может быть как очень маленький, так и очень большой. Когда персонаж смотрит прямо, он прямо посередине, но если глаз смотрит в сторону от нас, зрачок приближается к ближней стенке глаза. Это происходит потому, что радужка у нас выпуклая, но зрачок находится внутри на более плоской поверхности.
Тени у глаза, как правило, только сверху. Они могут быть совсем маленькие, но как правило, большая часть глаза затемнена, и только внизу есть небольшой светящийся участок, куда попадает свет. И если вы посмотрите на свой глаз, так оно и есть. Это опять же потому, что глаз у нас объёмный.

Таким образом, прежде чем взяться срисовывать очередной глаз, стоит подумать, где там что. Это не так сложно ;)
Хотя на работах некоторых художников действительно трудно разобраться. В таком случае вы можете найти себе другой пример.

Брови
Обычно никто не обращает на них особого внимания, но брови — часть глаз вашего персонажа! А так же его инструмент по выражению эмоций.
И они так же могут влиять на внешний вид персонажа. Толстые, тонкие, круглые и острые, короткие и длинные — подберите своему персонажу те, что ему больше всего подойдут!

Что нужно помнить, рисуя брови?
Обычно брови выходят достаточно хорошо у всех. Нужно лишь помнить, что любая бровь находится над глазом.
Однако, если вы вдруг решили нарисовать фурри, есть небольшая подсказка: посмотрите, какую фигуру образуют брови с глазами!
Можно заметить, что передний конец брови «связан» с передним кончиком глаза, а задний её конец идёт по краю глазницы!
Как видите, это работает и в рисовании обычных, вполне реалистичных персонажей. Супер!

Нос
А его чаще всего вообще не замечают. Ну нос и нос. Это ж не глаз.
И зря! На самом деле вариаций носиков бесконечное количество, и он так же может отражать характер вашего персонажа!
Он может быть большим, маленьким, торчащим, орлиным, обозначаться линией или точкой или не обозначаться вообще!

Что нужно помнить, рисуя нос?
Ну во-первых то, что он всегда посередине лица. А ещё лучше рисовать не не выше нижней линии глаз, иначе глаза «упадут» вниз.
Многие думают, что раз в аниме нос обозначается полоской или точкой, то это и есть весь нос. Это не верно! Следует помнить, что полоска чаще всего указывает на среднюю линию под носом, а точка — на кончик носа.
Видите работу Кувшинова? Там та же полоска, только ещё намечены ноздри. Сколько деталей добавить или убрать — дело стиля!
(Обратите внимание, где на его работе находятся зрачки ;)

Рот
Тоже может быть самым разным, и, так же как и глаза, является довольно сложной частью лица. Возможно даже самой сложной. Его положение может быть очень разным, и по нему мы можем так же улавливать настроение персонажа, так что стоит потренироваться в этом!
Чаще всего рот рисуют полосочкой. Вопрос, как эта полосочка у вас пойдёт и какой формы будет открытый рот.
(Обратите внимание на брови девочки ;)

Что нужно помнить, рисуя рот?
Здесь всё гораздо сложнее, ведь при стилизации рот может вылетать за пределы рта, и даже не должен быть посередине, в отличие от носа. Так что здесь свобода творчества безгранична. Только следите за тем, чтобы он смотрелся гармонично со всеми остальными частями лица.
Конечно, на самом деле рот у людей всё таки посередине и он симметричен.
Ещё один момент — перспектива. Если персонаж нарисован в 3\4, дальняя часть рта будет короче.
Так же если у вас не сильная стилизация, нужно «отлепить» зубы от губ, и понять, что во рту есть челюсть.Губы остаются снаружи, а зубы заворачиваются внутрь рта.
И чем реалистичнее ваш стиль, тем чётче нужно это соблюдать.

Максимально стилизованный способ рисования (1я картинка внизу слева, 2я картинка) подразумевает, что вы можете рисовать персонажа так, словно науку анатомию ещё не открыли, а внутри лица персонажа ничего нет.
Более реалистичный стиль (1я картинка справа, 3я, 4я, 5я картинка) требует от вас показать, что вы знаете, что у персонажа есть череп, нижняя челюсть и другие подобные штуки. (Хотя конечно же, челюсть, которую я нарисовала внутри головы внизу справа не совсем вписывается в лицо персонажа).
И хоть лицо персонажа так же может вытягиваться и сплющиваться, мы отлично понимаем, где у него череп. Рисунок выглядит железно, черты лица не просто плавают внутри лица, а чётко находятся на своих местах и относительно друг друга. Такой стиль, естественно, требует от художника высокого уровня рисования и полного понимания черепа.

Волосы
Одна из самых замечательных и главных вещей в персонаже! На начальных уровнях художники испытывают большие трудности с тем, откуда начать рисовать волосы, как они падают вниз, как держится причёска, и ещё не чувствуют физику развивающихся на ветру волос.
Этому трудно научить, просто написав статью, но это обязательно придёт к вам с опытом!
Я думаю, ни для кого не секрет, что волосы могут быть любого цвета и формы, а причёски могут быть неестественными. Волосы можно делать очень объёмными или очень тонкими, а так же прямыми или кудрявыми, реалистичными и совсем стилизованными.
Существует мнение, что цвет волос так же указывает на характер персонажа. Да, это может быть так. Или не может. Решайте сами ;)

Что нужно помнить, рисуя волосы?
Волосы всегда ложатся на голову и придают ей дополнительный объём! Нельзя рисовать волосы тонкими, как шапочка. Они так же не должны случайно оказаться ниже объёма головы. Внимательно следите за этим!
К сожалению, эта ошибка преследует и художников высокого уровня. Будет здорово, если покончите с ней на первых шагах!
Так же у персонажа должен быть лоб. И он должен быть не маленьким и не большим, соответственно не стоит рисовать начало волос слишком высоко или низко!
Волосы на ветру — как волны, они колышутся по тому же принципу, а ещё разбиваются на отдельные прядки. Не поднимайте их целой копной!
Попробуйте скопировать чьи-нибудь примеры — почувствуйте, как должны развиваться волосы!

Уши
И, наконец, вишенка на нашем лице торте – уши. И, как вы уже успели догадаться, их тоже можно рисовать по-разному, но в целом чаще всего они имеют овальную или квадратную форму.
Отдельным особняком идут уши животных, которые принято рисовать на макушке, из-за чего у всех получается 4 уха. Ну, не исключено, что вашему персонажу так будет лучше слышно, но если низ ушей вы сделаете на месте обычных, а верх утяните на макушку, получатся большие симпатичные ушки!
Добавим волосы – и будет смотреться как надо – ушки на макушке!
На самом деле про уши зверей можно говорить очень много, так как вы нигде не найдёте референса в виде фотографии человека с кошачьими ушами, понять, как их нужно расположить на голове персонажа, бывает очень трудно. Важно понимать, что если вы рисуете достаточно реалистично, уши должны иметь объём, а не быть плоскими треугольниками.

Что нужно помнить, рисуя уши?
Главное правило – стандартно ухо начинается от нижней линии носа и заканчивается линией бровей. Это надо помнить, особенно если вы рисуете более-менее реалистично. Так же стоит отметить, что это правило работает только для лица анфас (т.е. лица, которое смотрит прямо на нас). Если персонаж опускает или поднимает голову, ухо идёт вверх и вниз соответственно.
Опять же, это не работает в случае со звериными ушами.

 

Итак, на этом мы закончим ознакомление с лицом персонажа. Конечно, тут содержится поверхностная информация, потому что подробно об этом можно говорить бесконечно. Но это не значит, что теперь вы не научитесь рисовать лицо. Ваш лучший учитель – референсы в виде фотографий и работ других художников. Найдите разные стили, пробуйте рисовать по-разному, и выделите для себя то, что вам больше нравится. Какие глаза? Какой нос? Форма лица персонажа?
Не смотрите туториалы «как рисовать глаз» — найдите картинки и попробуйте повторить! Повторение и копирование — вот ваш лучший туториал на первых шагах.

Не бойтесь копировать с целью изучения – это нормально. Но вы должны понимать, что срисованная работа, хоть вы её и нарисовали полностью своими руками, не является вашей, и вы не можете выставить её в свою группу, подписав «Моя работа»!

На этом всё, удачи тебе ;)

9 thoughts on “Учимся рисовать лицо персонажа

  1. Спасибушки, Хару*\(^о^)/*
    Отличный урок, но помоги пожалуйста с придумыванием поз(
    Сделай пожалуйста статью и на эту тему, потому что у меня с этим очень туго:(

  2. Урок супер, у меня всегда біли проблем с длиной тела. Только здес не сказано какой ширеной должны быть плечи, ну или сколько голв вмешаетса от плеча до плеча. Или разницы нет ?

      1. Спасибо большое за информацию очень хорошый и удобный сайт продолжайте в том же духе, желаю вам удачи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *