Раньше, когда я заглядывала в группы ВКонтакте, где народ делился своими работами и просил критики, я часто встречала людей, которые плохо отзываются о своих работах. Обычно они говорят, что им никогда не нравится то, что у них получилось, что все плохо и ужасно. И что самое интересное — окружающие уверяют их, что так и надо.
В среде рисующих людей действительно бытует мнение, что настоящему мастеру никогда не понравится своя работа, ведь если тебе всё нравится, то ты ничего не хочешь исправлять, и, соответственно, не двигаешься дальше.
Надо сказать, что людей, считающих, что свои работы не должны вызывать радости, очень много, и иногда доходит даже до того, что если вы не дай бог отзоветесь о своих рисунках хорошо, то о вас немедленно составят мнение, как о самовлюбленном и не видящем реальности художнике, который ещё к тому же никогда не продвинется дальше того уровня, что есть сейчас.
Но так ли это на самом деле?
Неужели если вам понравилась своя работа, то надо срочно что-то менять в своей жизни?
А если вы считаете свою работу классной и гордитесь ей – это завышенная самооценка?
Давайте разберёмся!
Если вам нравится то, что вы нарисовали, это нормально!
Даже больше – вам должно нравиться.
А иначе как? Как можно рисовать работу, которая тебе не нравится? Как вообще можно рисовать, если каждый раз тебя расстраивает результат? Если всё, что вы рисуете, раз за разом вам не нравится и вы не можете больше смотреть на одинаково неровные и уже надоевшие лица и тела на своих рисунках, то у вас либо кризис (так называемый арт-блок), либо это как раз таки явный признак того, что вы уже давно стоите на месте и не развиваетесь.
Почему?
Мы все незаметно для себя развиваемся и узнаём новое: вы наверняка смотрите много чужих работ разных людей – взрослых и сверстников, и мозг сразу же включает сравнение: я лучше, или он?
Если долгое время вы не можете сдвинуться с мёртвой точки и застряли (что регулярно случается, ничего страшного!), то в скором времени вы поймёте, что существует огромная пропасть между тем, что вы видите вокруг у других художников и тем, что у вас на бумаге.
Вы понимаете, что могли бы лучше, но постоянное несовпадение с ожиданиями вас расстраивает :с
Одни и те же рисунки, один и тот же уровень рано или поздно надоест, и вам не будет нравиться результат, пока вы не подниметесь на ступеньку выше (правда, справедливости ради надо отметить, что есть люди, которые годами могут делать одно и то же, и их это не напрягает). Рисунок, который получился лучше, чем все предыдущие, не может не радовать. Даже если лучше он совсем на чуть-чуть и вы толком не понимаете, почему что-то в нём так цепляет.
Если каждый новый рисунок радует, а в прошлых рисунках вы с улыбкой замечаете, что сейчас бы исправили там что-то – значит, вы двигаетесь вперёд!
Художник должен не «не любить свои работы», а «хотеть двигаться вперёд», при этом каждый новый шаг должен радовать тем, что ты стал немного лучше!
Если вам не нравится то, что вы нарисовали, это тоже нормально
Но не надо тут же расстраиваться. Скорее всего, идея изначально была неудачной или вы поставили себе слишком сложную задачу и не смогли её осилить.
«Опять не получилось!» — думает наш грустный мозг.
Но нужно понимать, что не получилось просто потому, что вы пока не понимаете, как решить эту задачу, а не потому, что у вас нет таланта (о таланте, пожалуй, нужно будет написать как-нибудь в отдельной статье). В обучении эти задачи решает учитель: именно он должен поставить посильную задачу, объяснить, как достигнуть результата и уберечь от заведомо неудачных идей.
Если вы учитесь сами, это придётся делать самому, что может оказаться сложно.
Отрицание своих работ также может произойти у человека во время кризиса (арт-блока), когда он пересматривает, что делает он, и что делают другие, сравнивает, и приходит к выводу, что его работы действительно больше не отвечают его требованиям к себе или он теряет смысл того, что делает, и окончательно запутался. Это неприятное, но нормальное явление, которое регулярно появляется у многих художников. Оно может жить с вами не один год, но рано или поздно должно закончиться.
Главное тут не поддаваться грустным мыслям и не раскисать, а попытаться проанализировать и понять, что конкретно (именно конкретно) вас не устраивает?
— Очень полезно посмотреть разных художников, тех, что вам уже нравятся, и новых, в поисках новых идей и вдохновения!
— Возможно, пора сменить тему? Стиль? Материал?
То, что никогда не привлекало вас ранее, может вдруг очень понравиться, когда вы попробуете! ;)
Если вдруг вы совсем застряли и что бы ни делали, ничего не помогает — это явный признак того, что нужно сделать перерыв — не брать в руки карандаш и не рисовать ничего и нигде (а лучше вообще не думать об этом и заняться совсем другими вещами) хотя бы 1 месяц!
Не бойтесь, ваши умения никуда не пропадут за это время, я сама так иногда делаю. Правда, мне очень трудно не рисовать совсем так долго :)
Такие перерывы очень полезны: после тотального ничегонеделанья, как следует отдохнув и соскучившись по рисованию, вы нарисуете гораздо больше и лучше, чем если бы пытали себя попыткой выдавить из себя что-то стоящее.
А занимаясь совсем другими делами, не относящиеся к рисованию, можно неожиданно найти отличную идею и прилив вдохновения.
Что бы я ни делал – у меня всегда всё есть и будет плохо!
А вот это уже особая ситуация.
Люди, которые «давят на жабу», чтобы их пожалели, плачутся, что у них всё плохо, но на самом деле не прилагают усилий для того, чтобы что-то изменить – явно не пример для подражания!
Раскиснув и сдавшись, вы не поднимете свой уровень.
Такая установка — тупиковая. Если вы произносите в своей голове что-то вроде этого, то буквально говорите себе, что у вас «никогда ничего не получится». А если так, то есть ли вообще смысл продолжать? Нет.
Поэтому, если у вас есть привычка говорить себе такие вещи, то в первую очередь нужно поменять формулировку, и только потом вы сможете что-то предпринять.
Например:
— Я не понимаю, как сделать что-то (что конкретно не понятно?)
— У меня не получается нарисовать лицо (что именно не получается?)
— Сейчас я не могу нарисовать это, потому что мне не хватает знаний (то есть, где мне их теперь достать?)
Я не могу понять, хорошо у меня или плохо, что делать? :(
Самое главное — научиться видеть то, что есть на самом деле. Это трудно, поскольку наша самооценка часто бывает неадекватной (низкой или высокой). Иногда мы можем не видеть очевидные вещи годами, но как минимум вы можете быть честны с собой, не закрывать глаза на проблему, но и не ругать себя зазря:
★ Рисунок не удался? Ладно, бывает.
Но вместо того, чтобы разорвать его на тысячу клочков и выкинуть в помойку, подумай: может, он настолько плох, что лучше пожалеть помойку и выкинуть куда-нибудь ещё?
Шутка! х)
Подумайте, почему он получился плохо? Что хотелось бы исправить?
Возьмите несколько своих старых работ и сравни – что их объединяет?
Может, есть что-то, что вам не нравится из работы в работу?
Что это?
Попробуйте найти хотя бы одну деталь.
Вам будет легче, если вы будете понимать, из каких дисциплин складывается умение рисовать и как и что можно объективно оценить в рисунке, это, конечно, тема отдельной статьи, но как минимум, можно оценить ровность рисунка, перспективу, цветовую гамму и ситуэты.
★ Рисунок вышел «как обычно»?
Он не плохой, он просто есть, и он — ещё один ваш маленький шаг к росту. Помните, что невозможно выдавать шедевр за шедевром: рисовать множество «нормальных» работ ради нескольких тех самых, что мы поместим в портфолио, — наш удел как художников.
★ Рисунок получился хорошо?
(А может, только какая-то его часть?)
Супер!
Теперь можно проанализировать удачную деталь:
Почему она вам нравится?
Что отличает её от тех же деталей на прошлых рисунках?
И можно смело применять её в следующих рисунках! ;)
★ Но Тотхудожник всё равно лучше меня! :(
По-хорошему, что там у Тотхудожника, нас волновать не должно, но кто ж следует этим советам?
Сейчас особенно можно стало говорить о том, что сравнивать себя ни с кем, кроме себя самого, не нужно, но почему-то следовать этому незамысловатому совету мало у кого получилось.
Дело в том, что смотреть на на других не только полезно, но и необходимо: мы всё-таки находимся в реальном мире вместе с другими людьми. Более того, сравнение — это очень важный навык, который позволяет нам оставаться, собственно, адекватными: мы всегда соотносим себя и своё с другими и чужим, и так понимаем примерно, где мы находимся.
Вот только тут может возникать проблема: то, что мы видим, не всегда объективно.
Во-первых, мы не видим всего: это чистая правда.
И я несколько раз убеждалась в этом лично:
• Кажется, что человек рисует быстро — а он или сделал 5 подготовительных эскизов и два часа правил итоговый, или пять лет рисует однотипные портреты, и поэтому уже натренировался.
• Кажется, что человек всё делает налегке, ведёт в группу в своё удовольствие, берёт заказы и вот уехал куда-то на пляж под пальму — а на самом деле для поддержания группы он тратит целые дни на создание контента, его заказы не покрывают и половины его расходов, поэтому у него ещё есть основная работа, а под пальму он уехал впервые за пять лет.
• Кажется, что человеку всё ни по чём — а его очень ранит каждая критика и вообще он в депрессии, просто не рассказывает о своих плохих чувствах.
• Человек рассказывает о своей «самой лучшей семье на свете», потом вдруг разводится при странных обстоятельствах (но тоже, разумеется, очень культурно и осознанно), а после внезапно начинает писать, что его там обижали, не уважали, и вообще слава богу, что развелись.
Помните: даже если в это трудно поверить, то, что вы видите, может быть в прямом смысле диаметрально противоположно реальности!
Вы — не тот художник, и у вас совсем другая судьба и путь развития.
Это касается всего в жизни. У нас есть убеждения, что к «такому-то возрасту у меня должно быть вот это» или «я должен сделать всё сам». А по факту у разных людей всё складывается очень по-разному, и лучше не торопить события, пытаясь достигнуть чего-то как-нибудь, «лишь бы было». Более того, всем нам кто-то в чём-то помогает, поэтому хвастовство на тему «я всё сам» тоже весьма сомнительная вещь: по факту оказывается, что человек просто забыл о том, что ему кто-то помог/поддержал.
Не все художники двигаются вперёд.
Некоторые двигаются медленно или не двигаются вообще. Кто-то бросает, кто-то уходит в другие сферы. Я лично знаю людей, которые раньше казались мне лучше меня: они лучше рисовали и их группы быстро росли, казалось, всё было идеально. А через некоторое время я осознавала, что я приблизилась к ним, а потом даже обогнала, а некоторые из них перестали рисовать вообще.
Вы должны понимать, что ситуация на сегодня — это ситуация на сегодня, а через год всё уже может поменяться. Поэтому каким бы ни было ваше состояние сейчас , помните, что оно может измениться. А вот в какую сторону — зависит в том числе и от вас.
Никогда не принижайте свои работы
Как вы относитесь к художникам, которые рядом с каждой своей работой пишут:
«Ну вот моё рукожопство…»,
«Ой, только не бейте меня!»,
«Ну в общем я тут что-то накидал, говно, конечно…»
и т.д.?
Не вызывает уважения, правда?
Люди на самом деле так оправдываются: «Я не претендую на художника… Я учусь только!.. Не надо говорить мне, что всё плохо, я лучше скажу это за вас!»
А ведь не имеет значения, действительно ли у художника низкий уровень или нет. Человек, который только учится, но целенаправленно и грамотно идёт к своей цели, добиваясь каждый раз новых результатов, вызывает уважение.
Если человек правильно и последовательно обучается, «плохих» рисунков не бывает!
И никакой нормальный человек не скажет вам, что ваши учебные рисунки «ужасны», а если кто-то говорит такое – то скорей всего это просто завистливый лентяй и неудачник, которому больше нечем заняться, как критиковать других (но его работы от этого лучше не стали, о-хо-хо :))
От того, что вы будете говорить, что ваши рисунки не стоят вас/зрителей/группы/числа подписчиков/этого мира, лучше не станет никому, поэтому делать это в бесполезно в принципе. Ну серьёзно, зачем?
Некоторые люди так выпрашивают похвалу.
Они намерено говорят о неплохом рисунке что он плохой, а добрые люди пытаются успокоить рисоваку похвалами. Однако, многие уже просекли эту фишку и не купятся, а угрюмый настрой автора хорошо чувствуется и раздражает окружающих. Люди напрямую перенимают настрой человека и то, что он им транслирует (на этом строится всё позиционирование личного бренда), и если вы будете плакаться в группе о том, как у вас всё плохо и некрасиво, люди станут считать так же. Вам это надо? Не думаю.
Посмотрите на группы своих кумиров – кто там ноет о неудавшихся рисунках? Никто.
Но при этом и их рисунки далеки от совершенного идеала, которого можно достичь, верно?
Поэтому не раскисайте, смотрите только вперёд и идите!
На самом деле в статье я затронула много тем, которые стоят отдельной статьи, поскольку все темы плотно друг с другом связаны. Обязательно напишу обо всём об этом этом как-нибудь :)