Нужно ли образование художнику? Профессионал vs самоучка

размещено в: Статьи | 0

Прежде чем мы начнём, давайте сначала определимся, что конкретно мы будем иметь в виду под терминами «самоучка» и «профессионал».

В соответствии со словарём Ожегова:

«Самоучка ­­— это человек, который выучился чему-нибудь самостоятельно, без систематического обучения и без руководителя.»

В целом, сегодня это слово имеет такое же значение, а вот с профессионалом всё сложнее. По тому же словарю это «человек, который (в отличие от любителя) занимается каким-нибудь делом как специалист, владеющий профессией.»
Но встречаются ещё и следующие значения:

Человек, сделавший какое-нибудь занятие своей постоянной профессией. (Толковый словарь Ушакова)

Человек, занимающийся чем-либо как ремеслом, а не по призванию. (Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н.)

То есть под этим термином подразумевается и факт заработка определённым делом, и высокий уровень исполнения этого дела.
Вот только времена поменялись, и сегодня это далеко не всегда два в одном, и для самоучек реальность также поменялась.

Давайте разбираться!

 

Начнём с самоучек

Раньше всё было просто. Точнее, наоборот, сложно. Вот решил ты вдруг заняться масляной живописью, и где тебе взять информацию? Загуглить в Пинтересте «как рисовать глаз в стиле Высокого Возрождения» или посмотреть спидпейнт Леонардо до Винчи было невозможно, так что фактически — нигде. Из доступной информации у тебя были разве что три книги на полке твоего дома и какая-нибудь городская библиотека, а потому, если ты не обучился в каком-нибудь заведении, то по определению и в самом прямом смысле тебе приходилось учиться самостоятельно — то есть, совсем.
Вглядываться в картины, копировать их, по крупицам собирать информацию, искать книги, анализировать, и тому подобное.

Сейчас всё гораздо проще: в интернете есть обучалки в виде картинок, видео, текстов, где тебе наглядно показывают, как и что делается. Все они относятся к процессу самообучения, поскольку они не структурированы, а также там нет учителя, который может тебя поправить, обратить внимание на ошибки или ответить на вопрос.

А вот если человек идёт на курсы, то это уже не самоучка, потому что информация на курсах собрана за вас, она охватывает большой объём знаний, имеет чёткую структуру, там есть преподаватели и часто имеется обратная связь.
Поэтому, когда человек говорит: «Я самоучка, учусь только по курсам», это всё-таки неверное определение.
Правда, с курсами в интернете надо быть осторожными, а иначе есть вероятность превратиться не в самоучку, а в дилетанта: то есть человека, который учился непонятно как и непонятно где, и в итоге оказался необразован.

С самоучками разобрались: если вы сами ищете знания и сами же их структурируете, сами тренируетесь и отрабатываете навыки, то вы самоучка.

 

Перейдём к профессионалам

Во-первых, стоит сказать, что сегодня слово «профессионал» уже не может быть антонимом слову «самоучка», потому что все мы видели получивших образование дилетантов — и самоучек, рисующих на уровне профи.

Дело в том, что раньше с профессионалами тоже всё было проще: поскольку информацию было почти не достать, отсутствие образования в учебном заведении практически автоматически делало из тебя человека, который едва ли дойдёт дальше уровня любителя. Нужно было быть очень смекалистым, чтобы найти и освоить всё это самому.

Сейчас же всё перевернулось с ног на голову: информации много, она доступна всем, а вдобавок ещё и появился интернет, где каждый может назвать себя «специалистом по всему чем угодно» и, если люди поверили и платят тебе деньги, считай, ты выиграл пари. Ведь подумаешь, что нет образования: ведь ты же что-то делаешь, людям нравится, они платят, ты гребёшь деньги лопатой — так где проблема? Вообще проблема есть, и очень большая: это и падение общего уровня, и разрушение стандартов, и обесценивание образования как такового вообще (вы ведь тоже видели все эти уроки в духе «стань предпринимателем за неделю не умея считать, писать и думать»?), но сейчас не об этом.
Раньше образование было гарантом качества. Сейчас — нет.

 

Так нужно ли образование?

Я бы сказала так: если уж вы решили стать специалистом, то образование у вас обязано быть, в смысле знаний, которые есть у вас в голове по факту. Не корочка, а именно знания. И умения, конечно же. Для работодателя не так важно, как именно вы получили эти навыки, если по факту они всё же оказались у вас отработаны. Без образования, то есть без знаний и умений, вас не возьмут на хорошую работу, потому что на хороших работах вас будут тестировать профессиональные художники, которые прекрасно видят ваш уровень. Вы не сможете доказать им, что у вас «стиль такой». Иными словами, нужно быть образованным человеком.
Да, без образования, конечно, тоже можно: вы всегда сможете продавать людям «портреты маслом на холсте» через фильтр Фотошопа или что-нибудь в таком духе, но тут встаёт вопрос о том, разве не хотите ли вы сами быть сильным художником?

И да, здесь мы подходим к тому факту, что стать образованным через обучение в профессиональном заведении проще, чем самому, думаю, здесь сложно поспорить. В каком бы виде ни дошло образование до наших дней, оно всё-таки есть, и в нём есть структура, последовательность, организация времени и места для занятий, и, что самое главное в художественном обучении, — воспитание вкуса. Это такая интересная штука, о которой редко говорят, но это действительно работает каким-то самым волшебным образом. В художественных заведениях, особенно старых, есть школа. Там будто всё ею пропитано, и там всё ещё чтят те самые каноны, по которым старые мастера делали шедевры. Всюду стоят гипсовые копии греческих скульптур, на стенах висят примеры работ твоих предшественников-студентов, регулярно проводят выставки учителей с разных кафедр, а то и других художественных заведений. Всё это незаметно, но постепенно, впитывается в учащихся и в итоге выливается в определённое воспитание, тебя будто взращивают на благодатной эстетической почве.
И это именно то, что заставляет многих отучившихся всё-таки сказать вам: «Ну, несмотря на всё, что там было, я думаю, отучиться всё-таки стоит».

У прошедших эту школу действительно как будто немного иное эстетическое воспитание и вкус, у них даже работы выглядят иначе. Это не всегда хорошо: я видела и весьма унылые примеры, но если параллельно с учёбой вы достаточно работаете над своими творческими работами, это не должно стать проблемой.
А ещё у обучившихся, как правило, поставлена рука, развит глазомер: просто потому что невозможно столько рисовать и совсем ничему не научиться :) В этом плане организация пар помогает: вы просто вынуждены на них ходить. В итоге, даже у самого слабого ученика уровень пускай и низкий, но он всё равно не такой, как у того, кто не учился вообще никак.

Я видела много рисующих людей, которые доказывали, что образование им не нужно, а даже напротив, академизм убил в них художника, и теперь они не могут нормально рисовать.
Другие, кто не отучился, иногда так и говорят: «Слава богу, что у меня нет этого образования», а дальше, как правило, следует очень глубокая философская мысля про «что есть искусство» и всё в таком духе.
И вот у каждого такого человека, я клянусь, работы в его портфолио красноречиво говорят о том, что, во-первых, да, образования у человека явно нет, а во-вторых, что про «настоящее искусство» им рассуждать рановато, поскольку отсутствуют даже элементарные признаки грамотности. Иногда возникает такое ощущение, что человек посчитал, что образование ему не нужно вообще в принципе, и решил ничего не изучать даже самостоятельно :))
Я вас уверяю, я не видела ни одного хорошо рисующего человека, который бы говорил нечно подобное про учёбу (будь он самоучка или нет), зато чем меньше в работах человека академической базы — тем больше она его сковывает (по его же словам). Правда, не совсем понятно, как может сковывать то, чего нет.
То есть образованные люди понимают, что образование всё-таки нужно, а необразованные защищают своё право быть необразованными.

Образование — это фундаментальная, серьёзная программа, которая постепенно вкладывает в вас знания. Чтобы получить их, придётся потрудиться, при чём в долгосрочной перспективе. И это, кстати, ещё одна отличительная черта тех, кто всё-таки проходит обучение: способность долго удерживать внимание на одной теме и доводить начатое до конца. Ваше оконченное образование показывает, что вы настроены серьёзно, умеете воспринимать материал, ответственны и способны удерживать курс к цели, даже если вам вдруг расхотелось сегодня заниматься, надоело или вы устали. Что, поверьте, тоже очень важно. Привычка прыгать туда-сюда по верхам — не очень хорошая.

 

Так что образование является очень и очень хорошим шагом, если вы хотите стать профессиональным художником, и уж точно оно вам не навредит: напротив, вы станете гораздо более уверены в себе и своих знаниях, получите опыт грамотного ведения работы, а также закалку от критики и способность разделять рабочее и личное творчество :)
В конце концов, вам всё равно придётся учиться, и база у вас будет ровно та же самая, что и у студентов академии: принципы построения, перспективы и гармонии цвета никак не поменяются, рисуете вы голову Давида или аниме-девочку.

Однако, если по каким-либо причинам вы не смогли попасть в художественное заведение, вы всё ещё абсолютно точно можете обучиться всем необходимым вещам и попасть на работу: благо и информации в интернете много, и на работе вас не развернут просто потому, что у вас нет диплома. Если у вас хорошее портфолио — а это означает, что работы в нём выполнены грамотно и с пониманием того, что вы делаете,  — у вас есть все шансы быть принятым на работу.

 

Точно ли есть деление на самоучек и профессионалов?

А это интересный вопрос, потому что тут тоже не всё так просто. Так же как самоучки учатся сами, но опираются всё-таки на информацию из учебных пособий, так же и учащимся приходится доучиваться самостоятельно в свободное от учёбы время.

Дело в том, что любая приличная художественная школа стара, она держит планку и традиции, но вместе с этим упускает новые веяния, и там вас не научат ни работать в Фотошопе, ни понимать современное искусство, ни рисовать персонажей «как вон в той игре». Такого факультета как «CG художник» не существует, и даже на кафедре «Компьютерной графики» вас вряд ли будут обучать стилистике и техникам этой самой графики. Так что фактически, все компьютерные художники — самоучки.

Меня, например, никогда не учили рисовать персонажей, делать анимацию, работать в программах, рисовать в стиле аниме: всё это я делала дополнительно, параллельно с учёбой. Так что я тоже получаюсь наполовину самоучкой. И так у всех, у кого более или менее высокий уровень, потому что просто делая то, что от вас просят в академии, далеко не уедешь: там просто нет столько часов, чтобы всё отработать. Работать придётся дополнительно.

Другое дело, что академическая база ещё никогда не мешала рисовать то, что ты рисуешь для себя, лучше. Ещё ни один рисунок не стал хуже от того, что фигура хорошо построена, цвета радуют глаз, и перспектива окна не скосилась.

 

Так почему же всё-таки профессионалы так не любят самоучек?

Честно говоря, я не знаю, где находят такие примеры, потому что в своём окружении я никогда не сталкивалась с какой-либо нелюбовью или снобизмом по отношению к тем, кто учится сам. Я видела такие стычки только в местах, куда может попасть человек любого уровня и любой направленности (смешанные конкурсы, как пример), следовательно, туда попадают как серьёзные профессионалы, так и люди с очень низким уровнем.

Я видела стычки с художниками-любителями, теми из них, которые крайне обидчивы, поскольку их амбиции гораздо выше их реальных результатов. Их может оскорбить даже упоминание себя как «профессионального художника» или вообще сам факт того, что ты где-то учился, и они довольно ядовиты. Любую «не такую» фразу про любителей и/или самоучек они воспринимают на свой счёт и сразу в крайне негативном смысле, даже если его не подразумевалось. Как правило, такие люди пытаются залезть гораздо выше, чем позволяет им их фактический уровень, и буквально требуют, чтобы не смотря ни на что к ним относились как к профессионалам. Отличительная черта — как правило, пишут маслом на холсте :)

Ещё бывают академисты-снобы, которые повсюду суют академизм (в котором при этом сами не особо сильны, если честно).
Вот эти два отряда, наверное, и дерутся :))

Также профессионала может раздражать, если он видит, что явно плохо обученный человек пытается залезть гораздо выше своего уровня, например, учит других. Поскольку грамотного человека почти всегда раздражает безграмотность.

Но такого, чтобы художники сидели и прямо «не любили самоучек» я не видела. Скорее, могут не любить безграмотность с добавлением наглости и завышенных амбиций.

1 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии